Начался этот роман несколько лет назад,
когда я познакомился со своей очередной
любовницей, весьма искусной в своем деле и
совсем не требовательной к финансовым
вливаниям. То есть, мечтой любого мужчины.
Величали красавицу звуковой картой A-Trend
Harmony 3DS724A и базировалась она на чипе («камне»)
Yamaha YMF724F (внутреннее имя DS-1) и 18-разрядном
кодеке STAC9704 от SigmaTel. Помимо достаточно
чистого звука и аппаратных прелестей
знаменитого XG MIDI от фирмы Yamaha, карточка
обладала необычным для таких дешевых
изделий (а обрел я эту любовь всего за 12
долларов) цифровым выходом S/PDIF и зачатками
трехмерного звучания, включая A3D 1.0 и EAX 1.0
через алгоритмы Sensaura.

Время шло, старшая сестрица семейства YMF7x4
потихоньку меркла перед молодыми
красавицами на чипах YMF740 (DS-1L), YMF744 (DS-1S), YMF754
(DS-1E), и мой роман с восточными леди недавно
получил неожиданное продолжение, когда в
январе я побывал в Японии (см. www.compuferra.ru/online/system/7258).
Копаясь в россыпях звуковых карточек в
тамошних компьютерных магазинчиках, я
обнаружил целые полки, уставленные
всевозможными карточками на чипах Yamaha,
включая множество моделей от разных
производителей на самом новом из этих чипов
— YMF754. Признаться, поначалу глаза
разбежались, но на следующий день я усилием
воли собрал их (то есть глаза) в кучку и
приобрел за 35 долларов (совсем не дорого по
японским меркам, где кулер Golden Orb стоит
около 30) старшую двухэтажную модель Xwave-6000 Pro
(прямо как X-files) от известного тайваньского
производителя Labway Corporation.
Эта фирма не очень широко известна в России,
однако имеет хорошую репутацию за рубежом.
Достаточно сказать, что Yamaha, отказавшись
некоторое время назад от самостоятельного
производства непрофессиональных звуковых
карт, рекомендует всего полдесятка
производителей карт на чипах YMF7x4, среди
которых и Labway (см., например, www.yamaha.com/lsi/support/soundcard.htm).
Карта имеет стильный дизайн — на фоне
черной защитной маски (напоминающей Creative SB
Live!) выделяются крупные, золотом, буквы «Xwave»;
контактные площадки под радиодетали и
часть внешних разъемов тоже позолочены,
детали размещены на плате грамотно, важные
аудиосигналы разведены толстыми
проводниками и даже подписи к деталям
выполнены аккуратно.
Сердцем
Xwave-6000 Pro служит чип YMF754-R (см. фото). Рядом с
ним на первом (основном) этаже этого «аудионебоскреба»
расположен 18-разрядный четырехканальный
аудиокодек STAC9708T от SigmaTel (такие же, к
сведению, применяются в более дорогих
картах Creative SoundBlaster Live! Platinum 5.1, Aureal Vortex2 MX300 и
некоторых других). Кодек напрямую (без
предусилителей) соединен с входными (линейный
и микрофонный) и выходными (стерео фронт и
тыл) аудиоразъемами, то есть карта (первым
этажом) легко поддерживает
пространственный звук на четырехканальных
акустических системах. Здесь же находятся
все стандартные внутренние разъемы (CD-in,
Video-in, Aux-in, TAD) и внешний Game-порт. Отмечу
характерный для карт на YMF7x4 пятиконтактный
разъем PC/PCI для корректной работы под DOS.
Аналогичный есть, например, в ряде
материнских плат на i440BX, хотя, как
показывает практика, и без этого соединения
карточки на YMF7x4 работают под DOS нормально в
подавляющем большинстве случаев. Есть
также запрятанный вглубь
четырехконтактный разъем цифрового входа и
выхода (S/PDIF in/out): ко входу можно подключить,
например, подходящий CD-ROM-привод, хотя звук с
привода можно считывать по цифре и через
шину PCI соответствующими плагинами.

Первый (основной) этаж звуковой
карты.
Второй этаж, соединяемый с первым 16-контактным
«лифтом», чуть меньше, чем основной. И
именно он придает карте ее неповторимый
шарм, как визуальный, так и функциональный.
Помимо внешнего цифрового выхода S/PDIF (ставшего
уже стандартом для таких карт) на торцевой
панели размещены два миниатюрных 6-контактных
DIN-разъема MIDI In и MIDI Out, причем выход
буферизован КМОП-вентилями, а вход имеет
оптронную развязку. Уже одно это
оправдывает цену карточки, поскольку
отдельный грамотный переходник с Game-порта
на два стандартных MIDI-разъема стоит те же 20
долларов. Тем не менее, это не главная
достопримечательность второго этажа. Здесь
расположен чип QS7785PF от Sephonix (www.qsound.com/oem/oem-qmss.asp),
реализующий аналоговое аппаратное
кодирование обычного стереосигнала в
модный нынче благодаря распространению DVD и
формата Dolby Digital (AC-3) объемный звук формата «5+1».
Для вывода этого формата наружу на втором
этаже предусмотрены три 3,5-миллиметровых
разъема — фронтальный (stereo), окружающий (stereo)
и центральный/сабвуфер. Все эти выходы
буферизованы двухваттными усилителями
TEA2025, так что акустическая система может
быть без боязни удалена от компьютера на
большое расстояние.
Подчеркну:
данное решение 5+1 не есть обычное
декодирование звука с треков формата AC-3 (хотя
кодек STAC9708T от SigmaTel и позволяет в принципе
выводить звук 5.1 используя программные
декодеры, чипы YMF7x4 шестиканальный звук пока
не поддерживают). Здесь мы имеем
специальное аппаратное преобразование (кодирование)
обычного стереосигнала в 5+1 с применением
оригинальной технологии Qsurround. Подобные
технологии создания объемного и
панорамного звука, развиваемые, в частности,
компанией Qsound (см., например, www.qsound.com/pdf/oem-guides/QSrnd5_1.pdf),
сейчас активно завоевывают рынок
аудиопродукции и встраиваются во
всевозможные музыкальные центры,
автомобильные и телевизионные комплексы и
т. п. Партнерами в этом деле являются такие
бренды, как Mitsubishi, Sharp, AIWA, Mitsumi, Zoran, Crystal, и др.
Хорошо ли это с точки зрения пользователя?
С одной стороны — возможность легко
получить звук 5+1 (подобный Dolby Digital) с любого
стереоисточника, включая MP3, аудио CD, Video CD,
фильмы формата MPEG 4, компьютерные игры, MIDI и
даже обычную подзвучку Windows. Причем без
дополнительной загрузки центрального
процессора (это важно, например, в играх). С
другой — условность (суррогатность)
создания эффекта 5+1 surround sound (поскольку в
формате Dolby Digital на шести каналах
записывается куда больше пространственной
информации о звуке, чем в обычном стерео или
Dolby Surround). Xwave-6000 способна воспроизводить
звуковые дорожки DVD путем даунмиксинга на
четыре канала (фронт и тыл) в обычных
программных DVD-плейерах и, теоретически,
могла бы поддерживать «почти настоящий»
аналоговый вывод 5.1 (например, Front и Surround
могли бы выводиться через линейные выходы
на основном этаже, а Center и Subwoofer —
кодироваться чипом из стереосигнала через
второй этаж), но можно ли это реализовать в
драйверах, пока неясно. К сожалению, мне не
удалось сравнить на слух работу
аппаратного кодера QS7785PF с оригинальным AC-3-сигналом,
используя один и тот же звуковой трек,
поэтому я не могу вам сказать, насколько
впечатляет «достоверность» его работы.

Теперь поговорим о других, не менее
приятных особенностях «Секретной волны 6000
Pro» и карточек на чипе YMF754 в целом. Сейчас
раболепные почитатели «Платинового
Живчика! от Созидательного» начнут
отчаянно пинать меня ногами и ругать
матерно, но я позволю себе поставить вопрос
ребром: способны ли дешевые
двадцатидолларовые звуковые карточки на
YMF754 (например, наша Xwave-6000) составить
реальную конкуренцию более дорогим и «элитным»
решениям типа того же Creative SB Live! или Turtle Beach
Santa Cruz в их же функциональной нише? И сам
отвечу на него: «Да!»
Первый шок уже прошел? Отдышались? Тогда
спокойно и не нервничая попусту, пройдемся
по пунктам.
Первое — это качество выводимого (и
вводимого) аудиосигнала. Минуло то время,
когда это качество определялось основным
чипом звуковой карты. С появлением
интеловского стандарта AC’97 всю аналоговую
работу взяли на себя AC’97-кодеки (типа того
же STAC9708T от SigmaTel и других). А чип карты
практически перестал отвечать за качество
оцифровки аналогового сигнала, вывода
цифры в аналог и аналогового микширования.
Удел базового «камня» — работа с PCI,
цифровые преобразования, MIDI, FM- и XG-синтез,
объемный звук (хотя и в кодек SigmaTel встроена
простейшая функция объёмного звучания SigmaTel
Surround 3D Stereo Enhancement, часто используемая в
драйверах карт), S/PDIF и прочее, включая связь
с кодеком по цифровой шине AC-link на
стандартизованной частоте 48 кГц.
Касательно «аналога» его задача предельно
упростилась — не испортить (цифрой)
качество аудиосигнала, обеспечиваемое
кодеками.
Labway Xwave-6000 Pro. Вид сзади.
Если так, то большинство карт на YMF754 имеет
тот же кодек STAC9708T, что и Creative SB Live! Поэтому
они должны иметь примерно одинаковое
качество звука «по аналогу»,
соответствующее заявленным параметрам
кодека (если, конечно, кодек не «обвязан» на
плате спустя рукава): гармонические
искажения не более 0,02 %, шумы ЦАП около –95 дБ,
АЦП –87 дБ, взаимопроникновение входных
каналов не хуже –70 дБ. И реальные измерения
«сквозного тракта» (короткий кабель
соединяет линейный вход и выход) карточки
Xwave-6000 Pro при помощи программы SpectraLab это
подтверждают. АЧХ «сквозного тракта»
практически линейна от 20 Гц до 20 кГц (красный
график), гармонические искажения сигнала
в диапазоне 100–10000 Гц не превышают 0,01% (обычно
даже меньше), что примерно столько же,
сколько у Live! и Santa Cruz (считается, что
человеческое ухо неспособно различить
гармонические искажения меньше 0,01%, да и
акустические системы с уровнем гармоник
много ниже 0,1% — большая редкость).
Невзвешенный шум карточки не превышает –85
дБ. Таким образом, линейный тракт звука у
нашей героини вполне конкурентоспособен, а
карточка пригодна как для качественной
оцифровки звука, так и для его
высококачественного вывода и перекрывает
потребности аппаратуры класса Hi-Fi.
Субъективно при прослушивании линейного
выхода карты через наушники Sony MDR-CD1000 (использовался
внешний усилитель) никаких нареканий также
не возникло.
Более того, я специально «нагрузил» карту
тремя тонами (2, 9 и 10 кГц) большой амплитуды (около
–10 дБ каждый), чтобы посмотреть, как Xwave-6000
справится с интермодуляционными
искажениями (между высокочастотными тонами
9 и 10 кГц) в присутствии основного тона.
Результат говорит сам за себя: основная
интермодуляционная гармоника (1 кГц) не
превысила –86 дБ (относительно суммарного
уровня сигнала), а общие гармонические
искажения остались практически на прежнем
уровне (желтый
график)! На выходе усилителей TEA2025 (фронтальный
канал второго этажа) искажений было больше
— примерно –70 дБ (~0,03 %), причем
интермодуляция существенна. Но на фоне «сурного
саунда» (тем более на нехитрой акустике 5+1)
эти искажения особо заметны все равно не
будут.
В чип YMF754 встроен преобразователь частоты
дискретизации (Sampling Rate Converter, SRC) с
пересчетом сигнала на «родной» для кодека и
шины AC-link тактовой частоте 48 кГц в сигналы с
типичным набором частот от 11 до 44,1 кГц и
точностью до 16 бит. Благодаря SRC звуковые
потоки микшируются в цифре без загрузки
центрального процессора. Аппаратно
поддерживаются до 73 одновременных потоков
DirectSound (реально пока меньше). Выше все данные
были получены для частоты дискретизации (входа
и выхода) 48 кГц. Если же перейти на 44,1 кГц, то
можно наблюдать существенное ухудшение
картины (синий
график). При наличии в сигнале очень
интенсивных высокочастотных гармоник (в
реальной музыке такая ситуация крайне
редка) возникает множество интенсивных
побочных частотных компонент,
обусловленных передискретизацией сигнала
из 48 в 44 кГц. Ранее похожие артефакты были
присущи и Живчикам, но в новых ревизиях этих
карт проблемы практически устранены
использованием более грамотного SRC.
Остается надеяться, что и для YMF7x4 эта
проблема со временем исчезнет. Сейчас же
предпочтительнее использовать частоту 48
кГц, особенно при оцифровке аналоговых
записей, записи MIDI в wav и др., и затем уже
качественными программными конверторами
переводить их в 44,1 кГц.
Перейдем к MIDI (подробнее см., например, xg.midi.ru
и www.yamaha-xg.com). У YMF7x4
имеется встроенный таблично-волновой
аппаратный синтезатор с поддержкой 64-голосной
полифонии и форматов GS, GM, TG300B и, главное, XG
MIDI. Реальную конкуренцию последнему —
встроенному синтезатору Yamaha DS-XG (64
аппаратных + 512 программных голосов) — могут
составить только загружаемые банки Creative SB
Live! (остальные непрофессиональные карточки
просто отдыхают). Однако родной
креативовский банк инструментов уступает
по качеству выверенному и
оптимизированному годами на
профессиональной аппаратуре встроенному
банку «Ямахи» (где 676 инструментов и 21 набор
ударных умещаются в 8 мегабайтах, сжимаемых
до 2,4 Мбайт при хранении). Только некоторые
сторонние (и весьма объемные) банки для EMU10K
превосходят по качеству Yamaha XG (но они
относятся уже скорее к профессиональной
сфере и поэтому фактически не участвуют в
нашем сравнении). Пока синтезатор DS-XG
оперирует одним несменяемым банком, но в
чипах YMF7x4 встроена возможность замены
банков (DLS-1, правда, до сих пор она не
реализована в драйверах).
Кроме того, чипы YMF7x4 поддерживают систему
Sondius-XG (www.sondius-xg.com) для
синтеза одноголосного инструмента путем
физического моделирования происходящих в
нем процессов. При имитации ряда
инструментов этим способом удается
добиться очень приятных на слух
результатов. Чипом YMF754 через драйверы
поддерживается также реализация 11 эффектов
ревербераций, 11 хорусов и 43 «вариации» (различные
амплитудно-фазовые стереоэффекты), которые
имеют вполне профессиональное звучание и
их можно легко менять по ходу композиции (рекомендую
при этом использовать только аппаратный
синтезатор, поскольку распространенный
программный синтезатор Yamaha SoftSynthesizer S-YXG50
явно хуже и сильно шумит на эффектах).

Возможности ямаховского XG MIDI очень широко
и давно используются в мире. Есть много
сайтов, где распространяется самая
разнообразная музыка в формате XG MIDI — от
признанной классики (в комплекте с
карточками на YMF7x4 идет диск, содержащий midi-файлы
ста известных классических произведений, и
часть из них звучит даже лучше среднего
уровня электронных обработок классики) до
популярных хитов и караоке. Размер
композиции в формате MIDI в среднем в сто раз
меньше, чем MP3-файла сравнимого качества,
что упрощает их обмен и накопление. Много
серьезных композиторов (например, один из
отцов электронной музыки Клаус Шульц)
работают и распространяют свои
произведения в этом формате. Благодаря
универсальности банка инструментов
композиции на всех компьютерах с XG MIDI
звучат почти одинаково (с небольшими
вариациями), чего не скажешь о «Лайве», где
каждая композиция, как правило, привязана к
конкретному компьютеру. Я уже не говорю об
играх, где возможности MIDI заметно
превосходят и вытесняют устаревший FM-синтез.
Благодаря XG MIDI вы получаете простую,
удобную и дешевую (!) возможность
музицировать самостоятельно в очень
широких пределах (фактически, от новичка до
непритязательного профессионала)… Таким
образом, по удобствам MIDI карточки на YMF754
реально превосходят Live! и, тем более,
остальных «непрофи».
Теперь коротко — о модном сейчас
пространственном звуке. Разумеется, YMF7x4
здесь не в пионерах. Соперничать с почившей
в бозе Aureal и Vortex2 с A3D 2.0/3.0 или с реализацией
технологии объемного звука Creative EAX 2.0 на
чипе EMU10K простеньким аудиоконтроллерам YMF754
сложновато. И если вы заядлый геймер, то
однозначно предпочтете «Лайв» или «Вортекс».
Тем не менее, чипы YMF7x4 имеют аппаратную
поддержку DirectSound3D и прогрессивных
технологий компании Sensaura в драйверах: MultiDrive
(объёмный звук на четырех колонках), MacroFX (объемный
звук на стереонаушниках) и EnvironmentFX (эффект
реверберации, полностью поддерживающий EAX
1.0 и 2.0). Кроме того, через драйверы
поддерживается мало актуальная нынче A3D 1.0.
Технологии объемного звука от Sensaura
основаны на модели усредненного цифрового
уха слушателя. При хорошем совпадении
модели с ухом конкретного слушателя
объемный эффект получается ярким, но при
рассогласовании (уши-то у всех разные) —
оставляет желать лучшего. В модели
предусмотрены возможности «подстройки»
под ухо пользователя, но до реализации этой
функции в драйверах дело пока не дошло. Так
что ожидаемый объемный эффект будет в
большой степени зависеть от ваших ушей. При
воспроизведении объемного звука на четырех
колонках (по MultiDrive) крайне важным для
получения хорошего эффекта становится и
точная расстановка акустики вокруг
пользователя. Расчет алгоритмов модели уха
от Senasaura может производиться целиком
центральным процессором системы (как это и
происходит для чипов YMF7x4). При этом, как
показывает практика, проигрыш по сравнению
с аппаратной реализацией таких расчетов в
чипе звуковой карты для нынешних
процессоров ничтожен. Таким образом, в
области объемного звука YMF754 может на равных
соперничать с любыми (непрофессиональными)
картами (включая Santa Cruz), за исключением MX300
(Vortex2) и Live!, хотя с последней при
определенных условиях состязание (благодаря
реализации EAX 2.0 через Sensaura) возможно. Так, на
Xwave-6000 в нескольких играх при включенном EAX
мне удавалось добиться впечатляющего
объемного звучания.

И напоследок еще несколько замечаний.
Практически беспроблемна работа YMF7x4 в DOS и
играх под DOS (чем не могут похвастаться даже
многие дорогие карточки) благодаря
встроенному в чип блоку Legacy Audio и полной
эмуляции Sound Blaster и SB Pro на шине PCI поддержкой
PC/PCI и D-DMA. Цифровой вход может работать с 24-битными
сигналами с частотами 32, 44 или 48 кГц,
преобразуя их в 48 кГц, поскольку сам чип и
цифровой микшер работают именно на 48.
Кстати, в чипе YMF754 улучшена работа
цифрового входа по сравнению с
предшественниками. Цифровой выход может
выдавать сигналы в формате AC-3 (Dolby Digital) на
внешний декодер, данные цифрового
микширования с шины AC-link (оба — на частоте 48
кГц), или транслировать сигнал с цифрового
входа без преобразования частоты
дискретизации. К карте Xwave-6000 можно
приобрести (я этого делать уже не стал, «испугавшись»
третьего этажа) специальную плату
расширения с отдельными цифровыми
электрическими (RCA) и оптическими (TosLink)
входом и выходом (по стандарту IEC958).
Вот, пожалуй, и все секреты этой волны.
Такми образом, продвинутые карточки на чипе
YMF754 имеют почти полный функциональный
комплект того же «Платинума» (за
исключением выхода на наушники спереди с
ручкой громкости) или других подобных карт
при цене в несколько раз ниже и практически
не уступающих им электрических и
функциональных характеристиках. Не
согласны? Давайте поспорим.
